Гавань Надежды – знаменитый и единственный в городе речной порт, излюбленное место проведения всевозможных праздников и банкетов, прогулок на катере по Москве-реке целым классом, офисом или дружеской компанией. Гавань — чудесное место отдыха с бассейном, восхитительными видами и хорошей кухней. Это сейчас, но мало кто знает о том, что в 1992 году над владельцем теплохода «Надежда-59», задумавшим проект Гавани, посмеивались и советовали «бросить это дело».

Виктор Филиппович Семенко «это дело» не бросил – он верил в будущее своего детища, к тому же к корабельной романтике его тянуло с самого детства, так что Гавань стала воплощением его мечты. История Гавани Надежды начинается в 1989 году: тогда Виктор Филиппович был председателем производственного кооператива «Спектр». Этот жуковский кооператив, зарегистрированный в 1987 году, был одним из первых, и занимался он производством автомобильных сигнализаций и игровых автоматов. В результате деятельности этого кооператива в 1989 году у Виктора Филипповича появились деньги на покупку теплохода, который стоил тогда очень дешево: его цена была сравнима с ценой нового большого японского телевизора. Так в Жуковском появилась «Надежда-59».

Почему вдруг – теплоход? Все просто: Виктор Филиппович давно мечтал о море. После школы он поступил в Севастопольское высшее военно-морское училище, но окончить его не удалось: родители настояли на том, чтобы он ушел оттуда в Рязанский радиотехнический институт. Впрочем, этому институту стоит сказать спасибо: именно оттуда будущий капитан и владелец Гавани попал по распределению в Жуковский, в ЛИИ им. Громова. После переезда он отучился в школе летчиков-испытателей ЛИИ по специальности «инженер-испытатель» и стал заниматься летной работой: он летал бортинженером на тяжелых самолетах: Ту-96, Ту-110. Но даже в небе его не оставляли мысли о море. Поэтому, когда представился случай купить теплоход, Виктор Филиппович его не упустил. Своей пристани у «Надежды-59» не было, поэтому по договоренности с ОСВОДовской водно-спасательной станцией и ее начальником, теплоход временно был пришвартован там.

В те далекие советские времена на новый теплоход были различные мысли и планы, но все они были некоммерческими: походы и экскурсии на Волгу, не более того. Теплоход был старенький,1960 года постройки, все надстройки на нем были деревянными. В течение 1991-1992 года каюты в носовой части и рубка были заменены на новые, более надежные, металлические. Виктор Филиппович Семенко смог выделить на это средства из доходов своего предприятия «ВЛАС», пришедшего на смену «Спектру».

Тем временем теплоход все так же стоял на причале ОСВОДа, и для его нормальной эксплуатации была необходима своя собственная пристань. Поэтому Виктор Филиппович в 1993 году регистрирует Судоходную компанию «Диана-Лайнз» и обращается в совет депутатов г.Жуковский и к главе города Роберту Николаевичу Овсянникову с идеей создания Жуковского речного порта. Совет депутатов и администрация поддерживают эту идею и отдают под строительство часть пляжа на берегу Москвы-реки. Эта компания существует до сих пор, именно она является собственником портовых сооружений – т.е. всех тех построек, которые есть в Гавани сейчас.

Прилегающая территория, надо сказать, нуждалась не только в благоустройстве: на тот момент это был заброшенный и заваленный мусором кусочек берега, только на очистку которого было потрачено немало времени и сил. Во время проведения воздушных парадов ко дню авиации здесь была смотровая площадка, но после того, как аэрошоу перестали проводить над Москвой-рекой, берег очень быстро превратился в территорию для стихийного отдыха и зарос мусором. После очистки, зимой 1994-1995 годов, участок территории под будущую Гавань Надежды отгородили сеткой-рабицей и наконец-то появился первый причал – бетонный кубик на берегу реки. Свежеотлитый причал сразу же был сдан в эксплуатацию ФГУП «Управление Канала им. Москвы».

В те годы в идею жизнеспособности маленького речного порта мало кто верил, перевозки водным транспортом востребованы практически не были, так как уровень жизни населения был очень низок. Люди смеялись над этим проектом, а тем временем в голове Виктора Филипповича зрели идеи дальнейшего развития, составлялись проекты портовых сооружений. Пока шло строительство, теплоход поддерживался в рабочем состоянии и проходил ежегодный осмотр речным регистром, в то время он использовался только как разъездной теплоход, два-три раза в год на нем перевозили людей, на праздники обязательно катали по реке ветеранов. Виктор Филиппович совершал много благотворительных рейсов, хотя содержать все в порядке за свой счет было непросто.

В 2009-2010 годах, еще до громких катастроф на ряде теплоходов, Виктор Филиппович вложил в свой любимый корабль прибыль за несколько сезонов и произвел его полное переоснащение. Теплоход все тот же, что был куплен тогда, но сейчас вся его «начинка» обновлена: все, до мельчайших деталей, включая современный японский бесшумный двигатель. Сейчас «Надежда-59» является гордостью и эталоном, и проверяющие организации наперебой восхищаются ее техническим оснащением.

Виктора Филипповича Семенко не стало 5 апреля 2013 года. Многие из нас навсегда запомнят его улыбающимся, общительным и приветливым капитаном «Надежды-59», романтиком, думающим о других людях и о будущем города. Его не стало, но созданный им речной порт живет и дело всей его жизни будет продолжено его детьми и друзьями.

С 2011 года нашу «Надежду-59» не раз видели в Москве: теплоход ходил до Марьино через шлюзы, забирал с московской пристани пассажиров, привозил их сюда или отсюда. В ближайшее время сообщение с Москвой по реке будет развиваться, Гавань Надежды планирует немалое внимание уделить программе появления «речных такси». Эта программа – тоже детище Виктора Филипповича, который в свое время подал идею создания такого «речного трамвайчика» в Министерство транспорта и получил там поддержку. Пока регулярных рейсов в Москву нет, но «Надежда» не теряет надежды стать еще и «речным такси» – нынешние владельцы Гавани прикладывают к этому все усилия.

О Гавани Надежды немало писали СМИ, и недавно выяснилось, что от Москвы до Коломны это – единственный порт, имеющий все необходимые документы – то есть законный, действующий пассажирский речной порт. Первая лицензия на пассажирские перевозки на «Надежде-59» была оформлена в 2005 году – конечно, пассажиров из Гавани Надежды катали по Москве-реке и раньше, но сначала для таких перевозок была не нужна лицензия, необходимость в ней возникла позже. Сейчас теплоход из Гавани отправляется в плавание на один или несколько часов. Период навигации длится с 1 мая по 10 октября, в это время можно прокатиться на теплоходе или на скоростном катере.

По материалам статьи Алины Филипповой для «Жуковского городского журнала».